История черного чая
В мире нет другой чаепроизводящей страны, которая могла бы сравниться с Китаем по видовому разнообразию чайных деревьев, традициям обработки чайного листа, истории потребления чая и чайной эстетике.
Первые упоминания о листьях с чайных кустов и деревьев сохранены в мифических повествованиях о Шеньнуне, относящихся ко временам более, чем 4000 летней давности. Шень-нун — родоначальник земледелия, растениеводства и оседлого образа жизни древнего китайского народа. Будучи наделенным прозрачным животом, он изучал свойства растений, пробуя их и наблюдая их действие на свой организм. Миф повествует о том, как, съев однажды ядовитые растения, Шеньнун остался живым благодаря лишь съеденным затем листьям чайного дерева, которые вывели из его организма все ядовитые вещества.
Древний рецепт приготовления напитка из чайных листьев, когда их сначала прожаривают, а потом варят, насчитывает уже более 3000 лет. До этого их просто жевали или прикладывали к ранам, а также заготавливали впрок. И до сих пор малые народности горного юга Китая заготавливают впрок чайные листья, используют их и как еду, и как напиток. Примечательно, что на тех же землях исконно растут кофейные деревья, но коренные жители отдали предпочтение именно чаю и приготовляемому из него напитку. Появление напитка из чайных листьев свидетельствует о том, что чай начинает пользоваться популярностью и постепенно распространяется на более равнинный восток. В итоге к началу нашей эры (около 2000 лет назад) выращивание чайных растений – это уже хорошо поставленная отрасль сельского хозяйства, а сам чай – повседневный общепринятый напиток.
До 10 в. н.э. чай изготовлялся исключительно прессованным, и для приготовления его сначала мололи, а потом варили. Именно к этому периоду времени относится расцвет чайной культуры: чаем интенсивно торгуют, вводится государственный налог на его продажу, в буддийских монастырях чай готовится и подается по установленному порядку, художники и поэты посвящают чаю свои творения — чай, таким образом, превращается в культурное явление нации. Чай повсеместно понимается как напиток здоровья, а в привилегированных чиновничьих слоях китайского общества, в среде ученых и литераторов, считается напитком просветления, так как высоко ценится состояние в процессе чаепития.
В конце 16 в. происходит переворот в чайном деле: постепенно прекращается производство прессованного чая, вместо него обретает популярность чай рассыпной, как более удобный в использовании. Происходят изменения и в способе приготовления чая: его перестают варить и начинают заваривать. Это время расцвета и освоения чаепития как времяпрепровождения в сословных прослойках гигантской чиновнической пирамиды китайской империи. К этому же временному периоду относится и появление первых цветочных чаев, т.е. чаев, ароматизированных цветами лотоса, жасмина, хризантемы и т.д.
Позднее, в начале 17 в., появляются первые сорта чая улун. В это же время складывается и другое отношение к технологическому процессу приготовления чая, который подразумевал использование глиняного сосуда для заваривания чая.
Для Европы чай открыли голландцы в начале 17 в., к концу этого же века они тайком вывезли чайные саженцы и высадили их в Индонезии. Затем Ост-Индская компания таким же образом вывезла чай в Индию, а первая поставка индийского чая в Англию состоялась в 1836 г. На Цейлоне чай появился приблизительно в тоже время, когда там от неизвестного заболевания погибли все кофейные плантации.
Русский человек впервые столкнулся с чаем на дальневосточных границах с Поднебесной империей. В китайских хрониках 16 в. описывается жизненный уклад казаков, живущих в Сибири, и, помимо прочего упоминается, что они переняли у подданных Поднебесной приготовление пельменей и чая. Когда в 17-18 вв. чай начал распространяться в европейской части России, то русскими были отмечены его бодрящие и лекарственные свойства, и его сначала покупали из-за того, что приготовленный напиток «отвращал от сна» во время церковных служб и сидения в Думе. В конце 19 века в южных землях России начались опыты практиков-энтузиастов по выращиванию чайных кустов.
В 60-е гг. 20 в. китайский чай постепенно был вытеснен грузинским и индийским, которые сформировали у советского человека вкусовой образ чая: терпкий, немного горьковатый и вяжущий вкус. Кстати, заметим об индийском чае, что это была его вторая попытка проникновения (первая – в сер. 19 в.), и она оказалась успешной.